ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 59RS0010-01-2025-000067-74 |
Дата поступления | 03.02.2025 |
Категория дела | Отношения, связанные с защитой прав потребителей → О защите прав потребителей → - из договоров в сфере: → услуги торговли |
Судья | Аиткулова Ильзира Наилевна |
Дата рассмотрения | 18.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 03.02.2025 | 15:16 | 03.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 03.02.2025 | 17:07 | 03.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 04.02.2025 | 14:01 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 04.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 04.02.2025 | 14:01 | 04.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 04.02.2025 | 14:01 | 04.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 18.02.2025 | 14:30 | 7 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 04.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 18.02.2025 | 15:40 | 18.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 19.02.2025 | 17:00 | 18.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ИП Алешкина Гульназ Мансуровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю Южный территориальный отдел |
УИД №
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи И.Н.
при секретаре М.М.
с участием ответчика Г.М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к индивидуальному предпринимателю Г.М. о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать действия индивидуального предпринимателя Г.М.., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализация (продажа) товара (шины) без ввода его (товара, шины) в оборот. Возложить на индивидуального предпринимателя Г.М. обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (шины), которые не введены в оборот.
Исковые требования мотивированы тем, что в отношении индивидуального предпринимателя Г.М.. на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (по подведомственности Южный территориальный отдел) в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин».
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Г.М.. выявлены отклонения при реализации товаров «Шины» (ДД.ММ.ГГГГ). Так, например, товар «Шины» со средством (кодом) идентификации № был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) ИП Г.М. без возврата в оборот, а именно: ДД.ММ.ГГГГ 11:26 (чек №) и ДД.ММ.ГГГГ 11:27 (чек №) по адресу: <адрес>
Вышеуказанные факты не соответствуют абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин». Указанные действия (бездействие) могут привести/приводят к нарушениям следующих обязательных требований:
В связи с нарушением обязательных требований Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю индивидуальному предпринимателю Г.М.. ДД.ММ.ГГГГ было выдано Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Возражений на предостережение от 28.11.2024 № 2494 в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005) в Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не поступило.
Фактически, в действиях ИП Г.М.. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, например, на дату выдачи предостережения (ДД.ММ.ГГГГ №) системой было зафиксировано 111 отклонений, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения.
На период составления искового заявления у ИП Г.М.. выявлены новые отклонения, а именно: повторная продажа (вывод из оборота) своего товара (ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ).
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на реализацию (продажу) товара с незарегистрированным кодом (средством) идентификации, что свидетельствует о реализации немаркированного товара, и является нарушением действующего законодательства.
Представитель истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело без его участия.
Ответчик индивидуальный предприниматель Г.М. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Из письменных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальником Южного территориального отдела вынесено задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в целях пресечения незаконного оборота немаркированных средствами идентификации обувных товаров на территории Пермского края, в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». (л.д. №
Указанное контрольное мероприятие Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю было проведено в отношении ИП Г.М. (л.д.№), по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия – наблюдения за соблюдением обязательных требований вынесен акт № от ДД.ММ.ГГГГ за отклонения при реализации товаров «Шины» (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.№)
ДД.ММ.ГГГГ ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ИП Г.М... вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных Правилами № (л.д.№), направлено ИП Г.М.. по эл.почте: <данные изъяты>, получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д№).
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Правительство РФ может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Во исполнение указанных норм Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», издано Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515, которым утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Правила № 515).
Правила № 515 определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно -оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил № 51 5).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или передан с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил № 515).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил № 5 1 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 1958 (далее Постановление № 1958) утверждены Правила маркировки шин средствами идентификации (далее - Правила). Абзацем 1 пункта 2 Постановления № 1958 установлено, что участники оборота шин в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением осуществляют регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота шин деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота маркированных шин.
Следовательно, участники оборота товаров должны осуществлять деятельность в соответствии с Правилами.
Пунктом 15 Правил установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1.04.2021. Пунктом 72 Правил установлено, что при возврате шин с неповрежденным средством идентификации шины повторно не маркируются. В информационную систему мониторинга представляются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота шин, принимающего шины; коды идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем; вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).
Следовательно, при возврате потребителем маркированного товара, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот, ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара.
Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информации о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Таким образом, повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Следовательно, не допускается реализация (продажа) товара, маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ не допускается реализация шин без средств (кодов) идентификации, с 2022 года предусмотрена ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Из представленных доказательств следует, что ИП Г.М. допущены выявленные Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю нарушения в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, а именно повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот, что создает опасность причинения вреда правам граждан.
Согласно ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Ответчик исковые требования признал.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению, действия ИП Алешкиной Г.М., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по реализации товаров (шин) без ввода его (товара, шин) в оборот, следует признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать ИП Алешкину Г.М. прекратить указанные нарушения обязательных требований: не допускать реализацию (продажу) товара (шины), которые не введены в оборот.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, а потому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Поскольку по настоящему делу истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (граждан) с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет № руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к индивидуальному предпринимателю Г.М. удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Г.М. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № № выдан отделением УФМС России по Пермскому краю в Бардымском районе ДД.ММ.ГГГГ, ОГРНИП №, ИНН №) выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по реализации (продаже) товара (шины) без ввода его (товара, шины) в оборот, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Возложить на индивидуального предпринимателя Г.М. обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (шины), которые не введены в оборот в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «Об утверждении правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин».
Взыскать с ИП Г.М. в доход бюджета Бардымского муниципального округа Пермского края государственную пошлину в размере 3000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н.
